14.05.2025
1.Особенности привлечения к уголовной ответственности за совершение умышленного уничтожения или повреждения имущества
Федеральным законом от 28.02.2025 № 31-ФЗ «О внесении изменения в статью 167 Уголовного кодекса Российской Федерации» ч. 2 ст. 167 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) дополнена новым квалифицирующим признаком, предусматривающим мотивы умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, повлекшего причинение значительного ущерба, а именно политическую, идеологическую, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду либо по ненависть или вражду в отношении какой-либо социальной группы.
Совершение умышленных действий по уничтожению или повреждению чужого имущества по указанным мотивам приравниваются по степени общественной опасности к деяниям, совершенным общеопасным способом из хулиганских побуждений, а также повлекшим по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
За совершение данного преступления законодательством предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет.
При этом необходимо учитывать, что последствием данных преступных действий должен быть причиненный значительный имущественный ущерб, который, в свою очередь, не может составлять менее 5 тыс. руб. (ст. 158 УК РФ).
Для оценки значительности ущерба, причиненного собственнику или другому владельцу имущества, необходимо исходить не только из стоимости уничтоженного имущества или стоимости восстановления поврежденного имущества, но и значимости данного имущества для потерпевшего, обращая внимание на род деятельности потерпевшего, его материальное положение, а в случае причинения ущерба организации – на ее финансово-экономическое состояние.
Если преступные действия не повлекли предусмотренные законом последствия в виде причинения значительного ущерба, но это не зависело от воли виновного лица, то в случае доказанности умысла на причинение значительного ущерба, действия данного лица будут квалифицироваться как покушение на умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 167 УК РФ).
2.Новые правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
С вступлением в силу Федерального закона от 08.07.2024 № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (01.03.2025) отменен 10-дневый срок езды без обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) при покупке автомобиля.
Указанное нововведение означает, что владельцы новых автомобилей не могут уже использовать его без страхового полиса как раньше, - в течение 10 дней после покупки, а должны будут его приобрести перед первым выездом на дорогу.
Кроме того, данные изменения внесли корректировку в перечень обязательных документов для постановки автомобиля на учет. Полис ОСАГО исключен из данного перечня в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Подобные изменения в законодательстве направлены на увеличение безопасности дорожного движения и защиту прав граждан.
За управление транспортным средством без полиса ОСАГО законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
3.Уголовная ответственность за взяточничество
В качестве одного из приоритетных направлений деятельности нашего государства выступает борьба с коррупцией.
Одним из проявлений коррупции является взяточничество, которое посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных интересов путем подкупа должностных лиц.
Взятка – это получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или оказания услуг (например, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования) за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).
Суть взяточничества заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой им должностью, а также может заключаться в покровительстве или попустительстве по службе, оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.
Под получением взятки следует понимать реальное обладание врученными должностному лицу материальными ценностями, а если речь идет об услугах такого же характера, то фактическое пользование ими. Поэтому получение взятки признается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом того или иного материального вознаграждения. При этом не имеет значения, получило лицо всю заранее оговоренную сумму денег или только часть ее, так как уже первый факт реального обладания ценностями образует оконченный состав преступления.
В случаях, если лицо путем обмана или злоупотребления доверием получило ценности за совершение в интересах дающего или иных лиц действий (бездействие) либо за способствование таким действиям, которые оно не может осуществить ввиду отсутствия соответствующих служебных полномочий, содеянное следует квалифицировать как мошенничество. Владелец переданных ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки.
К уголовной ответственности за получение (дачу) взятки может быть привлечен как взяткополучатель, так и взяткодатель, а также посредник при получении (даче) взятки.
Вина участников таких преступлений всегда выражена в прямом умысле.
Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
За получение взятки уголовная ответственность предусмотрена статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), за дачу взятки – статьей 291 УК РФ, посредничество во взяточничестве – статьей 291.1 УК РФ, мелкое взяточничество – статьей 291.2 УК РФ.
Разграничены размеры взятки от мелкой (не превышающей 10 тысяч рублей), в значительном размере (превышающем 25 тысяч рублей), крупном (150 тысяч рублей), особо крупном (1 миллион рублей).
С учетом размера взятки, должностного статуса получившего ее лица, в группе лиц совершено преступлений или в одиночку наказание может быть назначено от штрафа до лишения свободы.
Максимальное наказание за получение и дачу взятки предусмотрено в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Максимальное наказание за посредничество при даче взятки предусмотрено в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
Максимальное наказание за мелкую взятку предусмотрено от штрафа в размере до одного миллиона рублей до лишения свободы на срок до трех лет.
Необходимо отметить, что законодатель предусмотрел освобождение от уголовной ответственности лиц, давших взятку, если такое лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Вместе с тем, освобождение от уголовной ответственности такого лица не означает отсутствие в его действиях состава преступления, поэтому оно не может признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета взятки.
4.Ужесточена административная ответственность за нарушение порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности
Федеральным законом от 28.12.2024 № 516-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ужесточена ответственность за нарушение порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности.
Данным нормативным актом предусматривается более стргая санкция за осуществление предпринимательской деятельности без представления уведомления и за несообщение сведений об изменениях в отношении уведомления в случае, если сообщение таких сведений является обязательным и осуществляется самим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ст.19.7.5-1 КоАП РФ).
Размер штрафа за указанное правонарушение составит для должностных лиц от 7 до 12 тысяч рублей, для юридических - от 24 до 48 тысяч рублей.
Также вводится ответственность за повторное нарушение.
Штраф для должностных лиц предусмотрен в размере от 15 до 25 тысяч рублей, юридических - на сумму от 50 до 60 тысяч рублей.
Изменения вступают в силу с 27.06.2025 года.
5.Полномочия прокурора по предъявлению гражданского иска в уголовном деле
В числе гарантий защиты имущественных прав от преступления статьей 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) предусмотрена процедура предъявления субъектами гражданских исков (физическими или юридическими лицами, признанными потерпевшими от преступного посягательства), подлежащих рассмотрению одновременно с уголовным делом.
Этот инструмент служит целям защиты нарушенных прав и является действенным механизмом компенсации причиненного ущерба.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 УПК РФ прокурор наделен полномочиями по заявлению исковых требований по возмещению ущерба (вреда), причиненного лицам, не способным самостоятельно защищать свои права и законные интересы, а также в интересах Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных и муниципальных предприятий.
Как следует из вышеуказанной нормы «гражданский иск в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, может быть предъявлен их законными представителями или прокурором, а в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий – прокурором».
Иск может быть предъявлен прокурором на любой стадии уголовного судопроизводства до вынесения судом решения по делу.
В противном случае разрешение споров о взыскании ущерба или компенсации морального вреда, причиненных потерпевшему от преступлений, по инициативе прокурора производится в порядке гражданского судопроизводства путем реализации предоставленных статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полномочий.
В силу части 4 статьи 61 ГПК РФ при рассмотрении соответствующего иска
прокурора вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они этим лицом.
Однако обращение прокурора в защиту прав потерпевших в рамках реализации полномочий, предоставленных статьей 45 ГПК РФ, по уголовному делу не способствует реализации принципа процессуальной экономии, подразумевающей рациональное и эффективное применение сторонами по делу процессуальных средств и прав в достижении справедливого и своевременного разрешения дела при использовании наименьших трудовых, временных и материальных затрат.
Более того, временной разрыв между вынесением приговора суда, вступлением его в законную силу и обеспечением имущественных интересов граждан и государства путем подачи отдельного иска в гражданском процессе предоставляет обвиняемому по делу возможность сокрыть незаконно полученные материальные блага, искусственно ухудшить свое материальное положение с целью, например, невозможности последующего исполнения судебного акта службой судебных приставов.
В то же время предусмотренная частью 1 статьи 44 УПК РФ возможность предъявления требований лишь имущественного характера неоправданно сужает способы защиты прокурором интересов общества и государства, ущемляемых обвиняемым и не получающих восстановления при вынесении приговора суда.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации, по смыслу части 1 статьи 44 УПК РФ требования имущественного характера, хотя и связанные с преступлением, но относящиеся, в частности, к последующему восстановлению нарушенных прав потерпевшего (например, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, о признании гражданско-правового договора недействительным, о возмещении вреда в случае смерти кормильца), а также регрессные иски (о возмещении расходов страховым организациям и др.) подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В этой части гражданский иск по уголовному делу суд оставляет без рассмотрения с указанием в постановлении (определении) или обвинительном приговоре мотивов принятого решения (пункт 12 Постановления от 13.10.2020 № 23 «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу»).
Анализ судебной практики показал, что в порядке части 3 статьи 44 УПК РФ прокуроры предъявляют иски в защиту имущественных интересов государства и граждан, в том числе о взыскании в пользу последних компенсации морального вреда и произведенных расходов (например, на погребение умершего родственника в результате совершения преступления) при рассмотрении уголовных дел о преступлениях против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, общественно опасных деяниях, предусмотренных статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (включая квалифицированные виды мошенничества), 199, 264, 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции Н.В. Киселева
помощник городского прокурора
юрист 2 класса В.П. Веряшкина
#прокурорразъясняет@gorodsim
Дата изменения: 14.05.2025 16:13:08
Количество показов: 175